top of page

Бабий Яр – это огромная братская могила, где только по официальным данным похоронено более ста тысяч человек. Здесь каждая пядь земли освящена кровью мучеников. На местах, где сжигали и хоронили людей до сих пор ничего не растет, даже трава...

МУЧЕНИКИ

Отец, услышь мое моление, быть может, я в последний раз

В молитве возношу прошение, в жестокий свой, предсмертный час.
Я смертной муки не боюсь, ведь я, Творец, к Тебе стремлюсь.
Всегда, идя со мною рядом, я по Твоим великим взглядам
В любви небесной возрастал и вот теперь, мой час настал.
За Слово истины высокой, не может враг никак понять,
Что мне не страшно умирать, пусть даже смертью и жестокой.
П. Шавловский

Бабий Яр – это огромная братская могила, где только по официальным данным похоронено более ста тысяч человек. Здесь каждая пядь земли освящена кровью мучеников.

Бабий Яр – это место общей для евреев, украинцев, русских, ромов трагедии, место общей скорби, и в то же время, это место общей радости для всех нас, людей православных, ведь в лице этих мучеников мы обрели сотни тысяч ходатаев за нас грешных у Престола Божия и сотни тысяч споспешников во всех наших благих намерениях, которые ждут нашего к ним обращения и желают, чтобы и мы обрели благодать у Господа и сподобились тех же вечных благ, которыми ныне они наслаждаются, зря Лице Божие.

На этой священной земле явлены примеры самопожертвования, героизма, величайшей веры и преданности Богу замечательных людей. Среди них – священномученики архимандрит Александр (Вишняков),  протоиерей Павел (Остренский), схимонахиня Есфирь, которые стали первыми жертвами фашистского насилия среди церковников оккупированного Киева. Движимые  христианской любовью, они, рискуя собственной жизнью, прятали евреев от нацистов. Таким образом, было спасено много еврейских семей, в числе которых пианист Райский, солист оперного театра Иванов, дирижер Раклин и многие другие.
Архимандрит Александр Вишняков (настоятель Никольско-Набережной церкви) и протоиерей Павел Остренский (настоятель церкви Байкова кладбища), распространяя первое послание митрополита Сергия Старгородского, бесстрашно призывали на борьбу с немецкими оккупантами, на защиту священных границ нашей Родины. Они наотрез отказались служить молебны за здравие фюрера в своих храмах, усмотрев в этом предательство и лицемерие, противное Господу.
За сопротивление нацистскому режиму, фашисты зверски замучили  православных священников и схимонахиню. Рассказ о мученической смерти архимандрита Александра записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти.

Вся жизнь отца Александра Вишнякова протекала согласно священным строкам:
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мрк. 8.34)
Названый в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, он на протяжении всей жизни будет доказывать, что достоин имени своего мужественного Покровителя. В роду батюшки насчитывалось более 300 лет преемственного священства, поэтому духовная стезя была заложена Святым Духом с самого рождения.  Владея даром красноречия и глубокими богословскими познаниями, юному священнику было предопределено блестящее будущее, но Господь уготовал ему другой путь, великого внутреннего подвига.
В разгар Первой мировой войны отец Александр, по промыслу Божию, становиться военным священником и в это тяжелое время своими проповедями неотступно поддерживает измученных солдат в патриотическом настроении. С войны он пришел с Георгиевским крестом на груди за то, что занял место убитого командира роты и поднял солдат в атаку, когда они уже отчаялись одержать победу, и выиграл сражение.
Из Гражданской войны, которая в последствии разгорается в России, о.Александр выходит с подорванным здоровьем, но Господь готовит своего верного слугу к новым испытаниям. 
Во время становления власти Украинской Народной Республики (УНР) батюшка жил в Киеве в доме, где проживало несколько еврейских семей. Когда начались еврейские погромы о. Александр проявил откровенно мужественный поступок, воплотив в жизнь смысл христианской морали,  и защитил своих соседей от вооруженной толпы.
После победы Красной армии в 1918г. в Киеве устанавливается большевистская власть. В сатанинских лапах «Красного террора» среди первых 3000 арестованных, оказывается и о. Александр. С особой ненавистью в Октябрьском дворце культуры издеваются над священниками. Семья батюшки, отчаявшись что-либо узнать о его дальнейшей судьбе, направляется в Киев в Октябрьский дворец и добивается встречи с «главным», которым, по произволению Божьему, оказывается большевистский комиссар Варейкис, которого батюшка спас во время еврейских погромов. Помня истинно христианский поступок священника, комиссар дает распоряжение освободить его. Измученный физически и морально, батюшка возвращается домой и опять берется пасти стадо Христово, наставляя и поучая, рискуя снова оказаться в большевистском аду. Запуганные люди со всего города идут послушать проповеди бесстрашного священника. Антихристианские власти осознают огромное влияние о. Александра на народ и запрещают ему читать проповеди. Чувствуя ответственность за вверенную ему паству, батюшка принимает участие в религиозных диспутах, которые стали модными на волне антирелигиозной кампании. Известен случай, когда в Киев прибыл нарком просвещения А.Луначарский с целью проведения атеистической дискуссии со священником Александром Вишняковым. При полном зале народа ревностный батюшка блестяще парирует доводы безбожной власти. Нарком остается посрамленным.
В 1922 году Церковь Христова и ее верные слуги подвергаются новой волне безжалостных гонений под предводительством Ленина, который требует каждое утро отчитываться ему «…сколько попов было расстреляно!».
Отца Александра снова ждут страшные испытания:  в Троицком храме, где он служил, сократили время служб, его семью (жену с двумя детьми, младшему из которых не было и года) выгоняют из церковного дома, а батюшке присваивают штамп «служитель культа», согласно которому ни он, ни его жена не могут быть приняты на работу.
Постоянные обыски на съемной квартире, грабежи и издевательства над его семьей заканчиваются для священника периодическими «отсидками» в  НКВД, где его жестоко мучают. В дополнение к этому семью Вишняковых постигает новое горе – умирает  16-летний сын о. Александра Георгий.
Во время личной внутренней трагедии батюшки Церковь Христова поддается расчленению и осквернению со стороны автокефалов и обновленцев, которые призывают к «всестороннему церковному обновлению», а в 1922 г. осмеливаются арестовать Патриарха Тихона. Отец Александр не побоялся запрета НКВД на поминовение опального Патриарха и с особым усердием и бесстрашием продолжал возносить молитвы за главу Русской Церкви.
В 1934 г. власти стали массово закрывать церкви в центре города и о. Александр остается без прихода.
В 1935 г. после убийства Кирова страну накрыла новая волна массовых арестов священнослужителей, среди которых одним из первых оказывается о. Александр. Его снова запирают в подвалах НКВД в том же Октябрьском дворце. Из воспоминаний сына батюшки Гавриила Вишнякова: «Отец был неузнаваем. Лицо — сплошная синяя маска, зубы выбиты, поседевшие волосы. А ведь ему было всего 47 лет».
Впоследствии о. Александра приговаривают к тюремному заключению, а затем к ссылке с формулировкой приговора «обвиняется в раскрытии сведений, которые не подлежат разглашению. Решением особой комиссии при НКВД УССР от 13 июня 1937г. на основании ст.109 криминального кодекса УССР, Вишняков Александр Васильевич осужден на три года исправительно-трудовых лагерей. Для отбытия наказания направляется в бухту Ногаево. Северо-восточного лага».
После трех мучительных лет лагерной работы, голода,  цинги, отмороженных конечностей батюшка возвращается из ссылки в 1940 году и узнает, что его жена, не выдержав испытаний голодом и нищетой, оформила с ним развод.
Оставшись один, без дома и семьи, но с убеждением в милосердие Творца пятидесятилетний священник отправляется в Москву, где местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский) постригает его в монашество в чин архимандрита. Возвратившись в Киев, архимандрит Александр становится настоятелем Соломенской церкви.
Перед войной советская власть ослабила свои кровавые тиски, насытившись страданиями мучеников, и люди с видимым вдохновением потянулись в храмы, подчинившись извечной тяге к Господу. Отцу Александру удалось завоевать любовь и уважение прихожан, которые даже ввиду общей нищеты покупают ему скромный домик на окраине Киева.
Городские власти, управляемые духами злобы, после небольшого церковного послабления, снова принимаются мучить Церковь Христову, сократив время служб до полудня. Архимандриту Александру приходится перейти в храм Св. Николая Доброго на Подоле, но из-за болезни ног ему становиться трудно добираться к месту службы через весь город и он принимает решение открыть домовую церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.
1941 год приносит с собой страшные испытания – разразилась великая Отечественная война. Германия, вступив на военную тропу с Россией, проанализировав ошибки советской истории, принялась за идеологическую борьбу, спекулируя чувствами православных, назвала себя защитником религии.  Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию удается распознать козни врага человеческого и он уже в первый день войны обращается к народу с «Посланием», в котором призывает бросить все силы на защиту Отечества от врага в лице немецкой армии. Этот призыв в Киев привозит митрополит Николай, и вместе с о. Александром развозит обращение по всем храмам столицы. Каждый день батюшка, подвергая риску свою жизнь, читает «Послание» на службах и благословляет свою паству защищать границы земли русской.
Дошедшие до Киева слухи об уничтожении евреев в Житомире и Виннице сеют панику среди  населения. Киевские евреи обращаются к о. Александру с просьбой о крещении и батюшка никому не отказывал, руководствуясь любовью к каждому человеку. Он выдает крестившимся свидетельства о совершении таинства, таким образом,  спасая их от прискорбной участи.
С приходом  в Киев в сентябре 1941 немцев, униатов и автокефалистов-самостийников, началось кровавое правительство оккупационной власти. Архимандрит Александр не прекращает читать на богослужениях «Послание» митрополита Сергия и вскоре найдутся «благожелатели», которые донесут на ревнителя православия в гестапо. Сила духа о. Александра вызывает искренний интерес у оккупационной власти и  Его вызывают в управление гестапо. Прошлое репрессированного советской властью священника дает оккупантам надежду на сотрудничество. Батюшку отпускают, запретив просвещать свою паству «Посланием», приказав при этом служить молебны о здравии фюрера. Будучи искренним светильником Христовой веры о. Александр не сломался, а еще с большей ревностью усилил духовную войну против врага.
Продолжая служить в домашней церкви Марии Магдалины, произнося патриотические проповеди, пронизанные любовью к Родине, батюшку снова вызывают в гестапо по навету украинских националистов. Пригрозив, его снова отпускают, но с этого момента у о. Александра начинаются настоящие «Голгофские» испытания.
28 сентября 1941г. в Бабьем яру начались массовые расстрелы евреев. Известен случай с непосредственным участием о. Александра. Его сосед, мадьярский еврей Ян, семью которого батюшка крестил в первые дни войны, прибежал с просьбой спасти его родных, отправленных на верную смерть в Бабий Яр, а ему самому чудом удалось бежать. Батюшка, облачившись в рясу с Георгиевским крестом на груди, направился в Яр засвидетельствовать о крещении в православии семьи еврея. Приближаясь к Яру, священника одолевает ужас от стоящего в воздухе гула толпы, криков о помощи и отчетливых пулеметных очередей. Пробравшись с Яном к немецкому офицеру, о. Александр свидетельствует в пользу еврейской семьи, а офицер, впечатленный чистой немецкой речью священника, разрешает разыскать в толпе обреченных родственников Яна. До самой ночи милосердный священник, опаляемый любовью к ближним, ходит среди обезумевших от страха людей, укрепляя и наставляя их в последние минуты жизни. Наконец измученные и уставшие они находят жену Яна с двумя детьми, третьего ребенка найти так и не удалось.
Целую ночь после увиденного священник сокрушенно молился Богу о душах замученных людей, а на утро в храме из его уст полилась еще более грозная проповедь с призывом на сопротивление врагу. Ненавидевшие все православное, самого Христа, доносчики в последний раз клевещут на ревностного батюшку. В этот день после святой Литургии священник собирается причастить на дому одну из прихожанок храма,  но это ему уже не удается, поскольку на пороге дома его ждали гестаповцы. Архимандрит Александр, духом провидев, что уже никогда не увидит своих родных, снимает наручные часы и отдает находившемуся с ним сыну Гавриилу со словами: «Возьми, сынок. Больше мы не увидимся».
Переживая за отца, Гавриил отправляется в резиденцию недавно созданной на Украине Церковной Рады самосвятских священников во главе с викарным епископом Волынской епархии Поликарпом Сикорским, разрушительная антицерковная деятельность которого узнается в его знаменитом приветствии, адресованном рейсхкомиссару Коху, которое заканчивалось словами: «Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелание полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу вместе со своими верующими, опекать которых я призван, я буду возносить молитвы Всемогущему Господу» (Феодосий Процюк, архиепископ. Обособленческие движения в православной церкви на украине с 1917 по 1943г.г., Смоленск, 1978–1979, Т.4 С.607)  .
Юный сын архимандрита Александра и не догадывался, что находится в самом логове врага Православия, за которое на протяжении всей жизни так неистово боролся его отец. Националистическая Церковная Рада направила все свои силы на борьбу с каноническими православными священниками, жертвой которой и стал о. Александр. Оказавшись в Раде, Гавриил Вишняков обратился к первому попавшемуся в коридорах священнику с просьбой узнать судьбу отца, то, что он услышал запечатлелось в его юном сердце на всю оставшуюся жизнь: «Вон отсюда! Ты, сын москальского попа! Вон, а то будет тебе то же, что твоему отцу!» (цитата из воспоминаний Гавриила Вишнякова). Впоследствии юноша узнал, что разговаривал с печальноизвесным архимандритом Мстиславом (Скрыпником), который в 1989г. будет незаконно провозглашен «первоиерархом» УАПЦ.
Только в декабре 1941 г. Гавриил Вишняков узнал судьбу своего родителя от Владыки Пантелеймона: «Ваш отец, архимандрит Александр Вишняков, расстрелян немцами в Бабьем Яру 6 ноября 1941 г.»
По словам очевидцев, во время казни батюшке удалось спрятать нательный крест во рту, чтобы не отобрали нацисты. Полицаи пытались распять батюшку на кресте, но не было гвоздей. Тогда, вывернув ему ноги, привязали колючей проволокой к кресту. Затем облили бензином, подожгли и, горящим на кресте, о. Александра сбросили в обрыв…
Православная Церковь свято хранит память о трагедии Бабьего Яра, о праведниках, мучениках, об их добрых делах и  подвиге.
Архимандрит Александр (Вишняков),  протоиерей Павел (Остренский), схимонахиня Есфирь были преданы мученической смерти  6 ноября 1941 года – в день памяти иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». В 2000 году на месте их мученической смерти был установлен памятный крест, в 2012 году - построена часовня, на данный момент ведутся работы по возведению храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» – для того, чтобы молитвенно почитать память погибших здесь мучеников, чтобы нести слово молитвы, добра и правды  всем тем людям, которые будут приходить.

Будем молиться, чтобы никогда не стерлась память поколений о происшедшей здесь трагедии, о подвиге священномучеников, чтобы никогда не повторились ужасы фашистского террора.
Память о подвиге священномучеников дарит нам благословенный свет, который может осветить наш жизненный путь, дает возможность познать истинную Любовь к людям, Веру, Истину и глубокий смысл Жизни.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

МОЛЕБЕНЬ ПЕРЕД ІКОНОЮ "НЕВИПИВАННА ЧАША"

Кожного 2-го та 4-го вівторка місяця служиться молебень

СБОР СРЕДСТВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА И БЛАГОУСТРОЙСВО ТЕРРИТОРИИ.

Желающим быть сопричастными в деле созидания храма Божия в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» сообщаем реквизитыПодробнее...

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Богослужения совершаются по субботним, воскресным и празд-ничным дням. На протяжении недели служатся молебны. Начало утреннего богослужения в буднии дни Подробнее...​

bottom of page